Публикации
Карпова А.Е.,
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях развития современного общества проблема доступности качественного образования для детей из сельской местности и малых городов – то есть для детей, проживающих на удаленных от областных центров территориях – становится все более острой и актуальной. В особенности, это отражается на сфере дополнительного образования технической направленности, которое невозможно без эксплуатации высокотехнологичного оборудования [1].
Одним из возможных вариантов решений данной проблемы становится применение в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий. В частности – опора на изучение детьми программного обеспечения посредством использования образовательной платформы.
Педагогический и административный коллектив белгородского мобильного технопарка «Кванториум» разработал проект дистанционной образовательной платформы «Кванториум-онлайн.31». Продукт проходил апробацию в 2021-2022 учебном году.
Образовательный процесс организовывался для детей, проживающих на территориях, удаленных от областного центра Белгородской области, посредством очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Занятия проводились один раз в неделю, по два академических часа. Были введены восемь дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (далее – ДО(О)П) для четырех учебных направлений (квантумов), каждая из которых была рассчитана на 36 часов.
В 2021-2022 учебном году посредством использования дистанционной образовательной платформы «Кванториум-онлайн. 31» реализовывались следующие ДО(О)П:
- «Пром. дизайн квантум»: ДО(О)П «Экодизайн. Интенсив» и ДО()О)П «Экодизайн. Интенсив 2.0».
- «Геоквантум»: ДО(О)П «Геосистемы. Интенсив» и ДО(О)П «Геосистемы. Интенсив 2.0».
- «IT-квантум»: ДО(О)П «Информационные технологии. Интенсив» и ДО(О)П «Информационные технологии. Интенсив 2.0».
- «Хайтек»: ДО(О)П «Трехмерное моделирование. Интенсив» и ДО(О)П «Трехмерное моделирование. Интенсив 2.0».
В 2021-2022 учебном году на обучение было зачислено 124 ребенка. Из них 93 обучающихся (75%) прошли обучение в течение всего учебного года, 31 обучающийся (25%) – в течение одного учебного полугодия. 75% от общего числа зачисленных были мотивированны продолжить обучение, что говорит о результативности дополнительного образования технической направленности подобного формата.
Также обучающиеся принимали участие во II областном конкурсе проектных работ «Школа PROектов», в областном фестивале технического творчества «Техноимпульс-2022», где занимали призовые места.
Таким образом, в данной статье показана результативность обучения с применением дистанционных образовательных технологий (в частности, на базе применения дистанционной образовательной платформы «Кванториум-онлайн.31».
Список использованной литературы
- Сычёва О.А. О повышении доступности дополнительного образования детей // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2016. – №39. – 139-146.
Карпова А.Е.,
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Современное общество диктует человеку все новые правила, ставит новые рамки, дает новые возможности. Безусловно, современным педагогам дополнительного образования необходимо идти в ногу с развитием и следовать прогрессу, предвидя прогресс в обучении и развитии, самосовершенствуясь и постоянно обновляя свой профессиональный опыт.
Однако наряду со всем этим в обществе сохраняются традиционные и неизменимые ценности – база, заниматься которой призвано воспитание [1].
Ни одно обучение, ни один развивающий процесс не будет полным без надлежащего воспитательного акцента, вне качественной воспитательной составляющей. Поэтому считаем нужным осветить рекомендации по организации учебных занятий в сфере дополнительного образования технической направленности в свете воспитательной работы.
Во-первых, в каждой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе должна присутствовать воспитательная работа, включающая подробное описание цели, воспитательных задач, графика и направлений воспитательных мероприятий, а также предполагаемых результатов.
Во-вторых, воспитательная работа в каждом творческом объединении не должна сводиться к какому-либо одному аспекту, она должна быть разнонаправленной и представлять собою гармоничный синтез воспитательных направлений. Так, например, неплохим вариантом будет включение в образовательно-воспитательный процесс мероприятий по духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, патриотическому и интеллектуальному воспитанию. Это позволит формировать из обучающегося гармоничную и разносторонне развитую личность, адаптированную к постоянно изменяющимся условиям современности.
В-третьих, воспитательная работа не должна противоречить или каким-либо образом мешать основной – учебной – деятельности. Успех учебного занятия в дополнительном образовании – сбалансированное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной составляющих. Так, не следует посвящать целые учебные занятия продолжительностью два академических часа на воспитательные беседы. Оптимальным сочетанием станет общая воспитательная направленность основной учебной работы (например, проектная деятельность обучающихся: создание проекта с каким-либо воспитательным акцентом). Полезными станут пятиминутные диспуты, непродолжительные образовательные кейсовые задания воспитательной тематики. Все это должно обязательно сопровождаться качественной работой в направлении командообразования, формирования полноценного учебного коллектива, развития коммуникативных навыков обучающихся.
Таким образом, мы рассмотрели основные рекомендации по проведению воспитательной работы в условиях дополнительного образования технической направленности.
Список использованной литературы
- Каргина З.А. Воспитательные аспекты дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – №27. – С. 124-133.
Карпова А.Е.,
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА
Белгородский мобильный технопарк «Кванториум» начал функционировать на территории Белгородской области в 2020 году. Второй год подряд педагоги мобильного технопарка выезжают в районы/городские округа области, где раз в неделю проводят учебные занятия, согласно установленному на учебный год расписанию.
За прошедшие два года команда мобильного технопарка столкнулась с важной проблемой формирования внутригруппового коллектива.
Все учебные занятия мобильного технопарка строятся на основе проектной деятельности и групповой форме работы, поэтому очень важен коммуникативный, сотруднический аспект взаимодействия обучающихся.
Однако так как занятия проводятся раз в неделю (а зачастую на учебных занятиях присутствуют разновозрастные группы), наблюдается острая нехватка общения у детей: им не хватает времени и возможностей установить контакты, наладить отношения друг с другом, что во многом препятствует осуществлению продуктивной учебной деятельности.
С данной проблемой помогает справиться качественная работа педагогов по командообразованию, под которым понимается в процессе установления коммуникативных связей между членами одной команды для продуктивного достижения общих целей [1].
В этой статье будут продемонстрированы некоторые приемы, помогающие сформировать достаточно устойчивый коллектив внутри учебных групп в условиях дополнительного образования, помогающие распределять командные роли для реализации групповой проектной работы.
Прием «Две правды и одна ложь». Используется на начальном этапе взаимодействия педагога с обучающимися, несет в себе ознакомительный эффект (позволяет участникам образовательного процесса узнать друг о друге больше). Принцип организации прост: каждый участник называет о себе три факта (два из которых верные, а один – нет). Задача остальных: используя весь опыт общения с этим человеком, анализируя его поведение, внешность и т.д., догадаться, какой из предложенных фактов ложный. Как правило, подобная игра не затягивает образовательный процесс, проходит весело и интересно.
Прием «Выстроиться по алфавиту». Чаще всего используется на этапе подготовки к групповой форме работы. Педагог дает группе задание – выстроиться по алфавиту первых букв фамилий/имен/знаков зодиака/одежды, в которую они одеты и т.д. за 1,5 минуты. Далее – обучающиеся действуют самостоятельно, педагогу запрещено помогать. Такое задание сразу позволяет определить лидера команды (как правило, он и будет всех спрашивать и строить по порядку). Не исключение, что в группе может определиться несколько лидеров.
Прием «Строим из макарон». Применяется на этапе подготовки к групповой форме работы над проектом. Обучающимся выдаются макароны, скотч (клей/пластилин), лист бумаги, карандаш. Дается задание – построить что-либо из макарон. И определяется условие: макаронное изделие должно … (стать домом для персонажа из сказки, послужить хорошим оборонительным сооружением, помочь гражданину N перейти реку и т.д.). При этом изделие должно отличаться оригинальностью, новизной (что само по себе уже готовит обучающихся к проектной деятельности). На выполнение задания отводится до 30 мин. После команда представляет свое изделие. Данный прием помогает педагогу не только определить лидеров в команде, но и распределить роли рабочей группы проекта: «художник», «мыслитель», «критик» и т.д.
Таким образом, в статье были рассмотрены основные приемы в направлении формирования учебного коллектива и командообразования, которые используют педагоги белгородского мобильного технопарка «Кванториум» в своей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
- Куликова Т.И. Технология командообразования в современной организации // Концепт. – 2015. – №9. – С. 31-35.
Карпова А.Е.,
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ ЧАТ-БОТОВ
В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Современный мир требует от человека постоянного развития и самосовершенствования. Направления данного развития во многом определяют тенденции прогресса мира и общества, одной из который является перспективность совершенствования системы информационных технологий.
В последнее время в дополнительном образовании технической направленности направление «IT» становится одним из самых востребованных среди потенциальной целевой аудитории родителей и детей [1].
К сожалению, запросы нашего общества таковы, что в короткие сроки от педагога требуют больших результатов. Подобное достигается не всегда и только путем плодотворной, кропотливой работы. Но все же есть определенные «изюминки», повышающие учебный интерес ребенка, привлекающие его к качественной учебной деятельности.
Такой «изюминкой», способной создать ситуацию успеха для обучающегося, тем самым повысив его мотивацию к обучению, станет проектная деятельность по разработке чат-ботов. Она довольно проста в выполнении и основана на базовых умениях алгоритмизации действий, поэтому является наиболее доступной для детей даже младшего школьного возраста.
Для создания чат-ботов в наши дни созданы различные сервисы, которые позволяют работать не только с компьютеров (ноутбуков), но и с карманных андроидов, лишь при условии наличия в них определенных социальных сетей.
Так, например, рассмотрим разнообразие чат-ботов для мессенджера «Telegram». Сюда входят известные сервисы:
- «Manybot» – бесплатный конструктор в виде чат-бота, который находится в самом приложении «Telegram» и позволяет создавать по лгоритму небольшие чат-боты (до 4-х уровней).
- «Botobot» – программа, позволяющая создавать чат-боты магазинов в сервисе «Telegram». При этом основную информацию по товарам в такие чат-боты загружают через документы Exel. Бесплатный тариф ограничивает возможности создания чат-ботов рекламой и объемом загружаемых товаров (до 20 шт.).
- «Bottap» – сервис, который выдерживает создание чат-ботов среднего уровня. Бесплатно в нем можно работать бессрочно, но с учетом рекламы и отсутствия возможностей онлайн-записи и интернет-магазина.
- «Puzzlebot» – платформа, подходящая для алгоритмизированного создания сложных чат-ботов. Бесплатное пользование бессрочно и с условием рекламы. Программа признана самым удобным сервисом по конструированию чат-ботов в мессенджере «Telegram». Она доступна для понимания, легка в освоении, предоставляет широкие возможности по созданию чат-ботов. Кроме того, позволяет работать с каналами и группами мессенджера.
Как правило, в работе с обучающимися используется «Puzzlebot». Дети могут заходить в программу со своих мобильных устройств, что во многом облегчает процесс обучения. Тематика чат-ботов может быть любой и (если это проектная деятельность) должна напрямую зависеть от запросов заказчика.
К примеру, обучающиеся мобильного технопарка «Кванториум» создавали чат-бота «Финансовый помощник», в задачи которого входило подбирать пользователю вклады и рассчитывать платежи по кредитам. Задание было частью хакатона по программированию на фестивале «Техноимпульс-2021». В числе создаваемых проектных чат-ботов были «Чат-бот Мелиховской СОШ», «Эко-чат-бот» и т.д. Все они соответствовали запросам заказчиков и были направлены на решение соответствующих проблем.
Таким образом, мы рассмотрели проектную деятельность по созданию чат-ботов в сфере дополнительного образования технической направленности.
Список использованной литературы
- Акимов С.С., Андреева Н.С., Мухина М.А. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. Москва: Буки-Веди. – 2012. – С. 153-157.
Карпова А.Е.,
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование команды, сплоченного коллектива внутри учебной группы – очень важный вопрос, особенно в сфере дополнительного образования [1].
Для педагогов мобильного технопарка «Кванториум», посещающих определенную учебную группу лишь раз в неделю, этот вопрос становится очень актуальным и востребованным, особенно среди обучающихся из сельской местности, которым тяжело осваивать материал в условиях, привычных городской среде.
Формирование учебного коллектива необходимо, прежде всего, для легкой социализации обучающихся, их адаптации к многогранной образовательной среде. Кроме того, сплоченный коллектив – залог успеха проектной деятельности, которая составляет основу содержания дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ мобильного технопарка.
Геоквантум является одним из базовых квантумов белгородского мобильного технопарка «Кванториум» и представляет собою учебное направление в области картографии, составления маршрутов и планов местности, применения геосервисов и т.д. Проектная работа по данному направлению нуждается в обязательной командной работе.
Для формирования учебного коллектива и благоприятного психологического климата в этом коллективе используются разнообразные методы и средства.
Хорошими помощниками выступают игровые технологии. Так, на ознакомительном занятии можно предложить обучающимся поиграть в «Две правды и одну ложь». Задача выступающего – предоставить три факта о себе (лишь два из которых будут правдивыми). Задача других участников – угадать ложное суждение. При этом участники должны использовать максимум из своего практического опыта общения с выступающим (обратить внимание на детали его внешнего вида, на образ мыслей и на поведение; возможно, вспомнить какие-либо из его историй и т.д.).
«Стройся в ряд по…» – еще одна интересная игра, ориентированная на выявление лидеров в команде. Играть в нее можно как единым учебным коллективом, так и в команде (разделив одну учебную группу на две команды). Педагог дает обучающимся задание: «Вам нужно выстроиться по:
1) алфавитному порядку первых букв названий улиц, на которых вы живете;
2) алфавитному порядку первых букв фамилий;
3) алфавитному порядку первых букв названий любимых городов/стран и т.д.
Возможности для данной игры самые разные. Педагог может проявлять свою креативность и разнообразить игру на свое усмотрение.
Таким образом, мы рассмотрели способы формирования учебного коллектива в дополнительном образовании посредством применения игровых технологий.
Список использованной литературы
- Гребенщикова С.А. Формирование коллективистских мотивов обучающихся в учреждениях дополнительного образования // Актуальные вопросы современной науки. – 2008. – №3. – С. 148-155.